Меню
Погода
Статистика
Главная / Новости / Воспитатель Балабнова С.А. статья 2

ВОСПИТАТЕЛЬ БАЛАБНОВА С.А. СТАТЬЯ 2

Социально-личностное развитие детей в процессе  сюжетно-ролевых игр у детей с ограниченными возможностями здоровья

Новокубанский РЦ

Воспитатель Балабанова Светлана Александровна

Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Игровая деятельность - это основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка.

Игра продуктивно разрешает противоречия между стремлением детей к самостоятельности, к более активному участию в жизни взрослых и их ограниченными возрастными возможностями. Так как по уровню своего развития они еще не в состоянии усвоить требования жизни взрослых, дети совершают это в игровой форме, то есть в ситуации «понарошку», вымышленным образом.

На протяжении многих лет работая с детьми с ОВЗ, для их социализации, внедряю сюжетно – ролевые игры. Опыт мой показывает, что становление личности ребенка, формирование учебной и трудовой деятельности, психическое развитие происходит в игре, Игра - это реальная жизнь в обществе сверстников, подлинная социальная практика ребенка.

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию эстетических чувств,приобщают их к миру прекрасного. Развиваютфантазию,воображение, творческие способности, Дети учатся жить, становятся добрее, а главная задача взрослых, показать детям социальный мир “изнутри”. Если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны, то социальная действительность становится средством воспитания и обучения и через действия с предметами, через общение будет происходить собственное познание социальной действительности. Поэтому важной педагогической задачей является отбор того содержания из социального окружения, анализ, которыйможет стать средством приобщения ребенка к социальному миру, несущий в себе развивающий потенциал.

Сначала необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, возраста детей, времени в режиме дня, а также нужна материально - игровая база: пособия, игрушки, бросовый материал, который дети используют вовремя сюжетно - ролевых игр, атрибуты.

В обязательном порядке составляю план работы по обучению детей сюжетно – ролевой игрес постепенным усложнением в зависимости от диагноза ребенка.  Составляю картотеку сюжетно-ролевыхигр с учётом возрастных особенностей и способностей детей.

Также необходимо обогащать содержание детской игры различными методами и приёмами такими как: чтение художественной литературы,наблюдения, встречи с людьми разных профессий, экскурсии, рассказ воспитателя о труде взрослых, этические беседы, рассматривание иллюстраций, инсценировки литературных произведений, непосредственное участие воспитателя в игре.

Интенсивная игровая деятельность стимулирует развитие их духовных и физических способностей, свойств характера и воли, формирует установки относительно себя и окружающей среды.

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых.

Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет - та сфера деятельности, которая моделируется детьми в игре, а, следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении многих лет наблюдаю игры в «семью», они являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.

У детей с нарушениями в развитии наблюдается слабое моделирование отношений, дети не проявляют активности для совместной игровой деятельности. Не владеют умением общаться, договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга. Эмоционально не устойчивы. Наблюдения за играми детей, определили степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявили его умения согласовывать свои действия с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических или альтруистических проявлений.

Учитывая данные характеристики своих детей, в плане работы, формирую умение играть малыми подгруппам, стимулирую     доброжелательное        отношение     ребенка     в     социальной действительности, в сюжетно-ролевой игре.

Приоритетным в работе с такими детьми является создание психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон педагога, заботливое, внимательное отношение к детям; поэтапное, продуманное (с учетом индивидуальных особенностей) объединение в партнерские игровые отношения, обучение соблюдению правил в игре.

Например, девочка замкнутый, эмоционально-неустойчивый ребенок. С детьми в контакт не вступает, играет одна, но рядом с небольшой группой детей. Я предложила мальчикам построить диван и стол для куклы, ребята откликнулись на просьбу с удовольствием, девочки это понравилось, она ввела в свою игру диван и стол, но в коллектив детей не вошла.

Я выяснила увлеченность девочки - это художественная литература. Предложила детям поиграть в игру «Библиотека». Девочка взяла на себя роль абонента, но получив книгу уединилась и играла одна. Я дополнила игру правилом: рассказывать о прочитанной книге. Желание девочки получить новую книгу помогло преодолеть робость девочки. Рассказ ее был лучшим. Дети отметили ее как лучшую читательницу. Так с помощью повышения самооценки ребенка коллективом детей, девочка вошла в игру.

Таким образом, сюжетно – ролевая игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом, на развитие личности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Избранные психологические труды. Д.Б. Элькони

2. Дошкольная психология. Г.А. Урунтаева

3. Психология детства. В.В.Зеньковский

4. Возрастная психология. В.С.Мухина



Поиск на сайте
Настройки сайта
Контрастность Цветная версия Черно-белая версия
Размер шрифтов Обычные шрифты Увеличеные шрифты
Полезные ссылки
[Назад] [Вверх]

Copyright © 2010 ООО "МедКомТех"