|
ВОСПИТАТЕЛЬ БАЛАБНОВА С.А. СТАТЬЯ 2
Социально-личностное развитие детей в процессе сюжетно-ролевых игр у детей с ограниченными возможностями здоровья Новокубанский РЦ Воспитатель Балабанова Светлана Александровна Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Игровая деятельность - это основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка. Игра продуктивно разрешает противоречия между стремлением детей к самостоятельности, к более активному участию в жизни взрослых и их ограниченными возрастными возможностями. Так как по уровню своего развития они еще не в состоянии усвоить требования жизни взрослых, дети совершают это в игровой форме, то есть в ситуации «понарошку», вымышленным образом. На протяжении многих лет работая с детьми с ОВЗ, для их социализации, внедряю сюжетно – ролевые игры. Опыт мой показывает, что становление личности ребенка, формирование учебной и трудовой деятельности, психическое развитие происходит в игре, Игра - это реальная жизнь в обществе сверстников, подлинная социальная практика ребенка. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию эстетических чувств,приобщают их к миру прекрасного. Развиваютфантазию,воображение, творческие способности, Дети учатся жить, становятся добрее, а главная задача взрослых, показать детям социальный мир “изнутри”. Если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны, то социальная действительность становится средством воспитания и обучения и через действия с предметами, через общение будет происходить собственное познание социальной действительности. Поэтому важной педагогической задачей является отбор того содержания из социального окружения, анализ, которыйможет стать средством приобщения ребенка к социальному миру, несущий в себе развивающий потенциал. Сначала необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, возраста детей, времени в режиме дня, а также нужна материально - игровая база: пособия, игрушки, бросовый материал, который дети используют вовремя сюжетно - ролевых игр, атрибуты. В обязательном порядке составляю план работы по обучению детей сюжетно – ролевой игрес постепенным усложнением в зависимости от диагноза ребенка. Составляю картотеку сюжетно-ролевыхигр с учётом возрастных особенностей и способностей детей. Также необходимо обогащать содержание детской игры различными методами и приёмами такими как: чтение художественной литературы,наблюдения, встречи с людьми разных профессий, экскурсии, рассказ воспитателя о труде взрослых, этические беседы, рассматривание иллюстраций, инсценировки литературных произведений, непосредственное участие воспитателя в игре. Интенсивная игровая деятельность стимулирует развитие их духовных и физических способностей, свойств характера и воли, формирует установки относительно себя и окружающей среды. Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет - та сфера деятельности, которая моделируется детьми в игре, а, следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении многих лет наблюдаю игры в «семью», они являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление. У детей с нарушениями в развитии наблюдается слабое моделирование отношений, дети не проявляют активности для совместной игровой деятельности. Не владеют умением общаться, договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга. Эмоционально не устойчивы. Наблюдения за играми детей, определили степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявили его умения согласовывать свои действия с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических или альтруистических проявлений. Учитывая данные характеристики своих детей, в плане работы, формирую умение играть малыми подгруппам, стимулирую доброжелательное отношение ребенка в социальной действительности, в сюжетно-ролевой игре. Приоритетным в работе с такими детьми является создание психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон педагога, заботливое, внимательное отношение к детям; поэтапное, продуманное (с учетом индивидуальных особенностей) объединение в партнерские игровые отношения, обучение соблюдению правил в игре. Например, девочка замкнутый, эмоционально-неустойчивый ребенок. С детьми в контакт не вступает, играет одна, но рядом с небольшой группой детей. Я предложила мальчикам построить диван и стол для куклы, ребята откликнулись на просьбу с удовольствием, девочки это понравилось, она ввела в свою игру диван и стол, но в коллектив детей не вошла. Я выяснила увлеченность девочки - это художественная литература. Предложила детям поиграть в игру «Библиотека». Девочка взяла на себя роль абонента, но получив книгу уединилась и играла одна. Я дополнила игру правилом: рассказывать о прочитанной книге. Желание девочки получить новую книгу помогло преодолеть робость девочки. Рассказ ее был лучшим. Дети отметили ее как лучшую читательницу. Так с помощью повышения самооценки ребенка коллективом детей, девочка вошла в игру. Таким образом, сюжетно – ролевая игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом, на развитие личности.
ЛИТЕРАТУРА 1. Избранные психологические труды. Д.Б. Элькони 2. Дошкольная психология. Г.А. Урунтаева 3. Психология детства. В.В.Зеньковский 4. Возрастная психология. В.С.Мухина |
|
Copyright © 2010 ООО "МедКомТех" |